Рельсы Р 65 ГОСТ Р 51685-2000
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определения
2. Классификация
3. Конструкция и размеры
4. Технические требования
5. Правила приемки
6. Методы контроля
7. Транспортирование и хранение
Приложение А Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров
Приложение Б Расчетные параметры конструкции рельса
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
Общие технические условия
4. Технические требования
4.1. Рельсы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
4.2. Рельсы изготовляют из спокойной стали мартеновского, конверторного или электропечного производства.
Химический состав стали, определяемый по ковшевой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6.
Таблица № 6
Химический состав стали
Тип рельса
|
Марка стали
|
Массовая доля элементов, %
|
Углерод
|
Марганец
|
Кремний
|
Ванадий
|
Титан
|
Хром
|
Фосфор
|
Сера
|
Алюминий
|
не более
|
Р50,
Р65,
Р75
|
К78ХСФ Э78ХСФ
|
0,74 –
0,82
|
0,75 –
1,15
|
0,40 –
0,80
|
0,05 – 0,15
|
–
|
0,40 –
0,60
|
0,025
|
0,025
|
0,005
|
М76Ф
|
0,71 –
0,82
|
0,25 –
0,60
|
0,03 –
0,15
|
–
|
0,035
|
0,040
|
0,020
|
К76Ф
|
0,025
|
0,025
|
Э76Ф
|
0,025
|
0,025
|
М76Т
|
–
|
0,007 –
0,025
|
0,035
|
0.040
|
К76Т
|
0,025
|
0,025
|
Э76Т
|
0,025
|
0.025
|
М76
|
–
|
0,035
|
0,040
|
0,025
|
К76
|
0,025
|
0,025
|
Э76
|
0,025
|
0.025
|
Р65К
|
К86Ф
Э86Ф
|
0,83 –
0,90
|
0,03 –
0,15
|
Не более 0,30
|
0,025
|
0,025
|
0,010
|
Примечания
1) В марках стали буквы М, К и Э обозначают способ выплавки стали, цифры - среднюю массовую долю углерода, буквы Ф, С, X, Т - легирование стали ванадием, кремнием, хромом и титаном соответственно.
2) В марках стали, где хром, никель, и медь являются остаточными элементами, массовая доля каждого из них не должна быть более 0,20%, а суммарная массовая доля этих элементов – более 0,50%. Суммарная массовая доля никеля и меди в стали марок К78ХСФ, Э78ХСФ, К86Ф и Э86Ф не должна быть более 0,35%.
|
(Поправка).
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.3. В готовых рельсах допускаются отклонения по массовой доле элементов от норм, указанных в таблице 6, %:
углерода.......................... ±0,02
марганца.......................... ±0,05
кремния........................... ±0,02
фосфора.......................... +0,005
серы................................ +0,005
алюминия......................... +0,005
ванадия........................... +0,02
титана............................. +0,005
хрома.............................. ±0,005
Рельсы железнодорожные б/у, Р-65, Т-1, магистральные, термообработанные, закаленные, сорт-1, группа-1, ГОСТ Р51685-2000, длина 25 метров с болтовыми отверстиями, с износом от 1-4 мм, в количестве до 100 000 тонн. Цене на рельсы Р-65 составляет »»
4.4. Массовая доля кислорода не должна превышать:
0,002 % (20 ppm) - в рельсах категории В;
0,004 % (40 ppm) - в рельсах категорий T1, T2 и Н из конвертерной и электростали.
Примечание - Норма массовой доли кислорода для рельсов категорий Т1, Т2 и Н факультативна.
4.5. В рельсах категории В не допускаются неметаллические включения в виде вытянутых вдоль направления прокатки строчек глинозема и нитридов титана, а также глинозема, сцементированного силикатами. В рельсах категорий T1, T2 и Н длина строчек указанных включений не должна превышать 0,5 мм.
Длина строчек хрупкоразрушенных сложных окислов (алюминатов, силикатов, шпинелей и других) не должна превышать, мм:
0,5 – для рельсов категории В;
2,0 – для рельсов категории Т1 из конвертерной и электростали;
4,0 – для рельсов категории Т1 из мартеновской стали;
8,0 – для рельсов категории Т2 и Н.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.6. Флокены в рельсах не допускаются.
При массовой доле водорода в жидкой стали перед разливкой:
не более 0,00015 % (1,5 ppm) допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок и рельсов;
свыше 0,00015 % (1,5 ppm) до 0,00025 % (2,5 ppm) проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно.
При отсутствии контроля массовой доли водорода в жидкой стали или при массовой доле водорода свыше 0,00025 % (2,5 ppm) проведение противофлокенной обработки рельсов обязательно.
4.7. В рельсах не допускаются расслоения (остатки усадочной раковины и подусадочной рыхлости), внутренние трещины, пятнистая ликвация, темные и светлые корочки, инородные металлические и шлаковые включения.
Место расположения, размер и характер других дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалами макроструктуры рельсов, согласованным с потребителем.
4.8. В термоупрочненных рельсах не допускаются внутренние дефекты, выявляемые при ультразвуковом контроле, превышающие размеры, эквивалентные согласованным с МПС РФ.
4.9. Общая вытяжка при прокатке рельсов должна быть не менее:
35 - при прокатке из слитков;
9,6 - при прокатке из непрерывно-литых заготовок.
Примечание - При прокатке рельсов типа Р75 из непрерывно-литых заготовок общая вытяжка должна быть не менее 7,6.
4.10. Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, скворечников, плен, закатов, раковин от окалины, рябизны, подрезов и вмятин, поперечных рисок и царапин.
Вид и максимальное значение параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения и категории рельса приведены в таблице 7.
ООО «Уральская Железнодорожная Компания» предлагает рельсы Р-65 с Резерва РАО РЖД и рельсы р-50 с завода произодителя. Полный пакет документов, докуметы на рельсы подтверждают качество »»
Таблица № 7
Вид дефекта
|
Наименование параметра дефекта
|
Место расположения дефекта и категория рельса
|
Поверхность катания
|
Средняя треть основания подошвы
|
Остальные элементы профиля
|
В
|
T1, T2, Н
|
В
|
T1, T2, Н
|
В
|
Т1, Т2, Н
|
Раскатанные пузыри, волосовины, морщины
|
Глубина, мм
|
0,4
|
1,0
|
0
|
3
|
0,5
|
1,0
|
Длина, м
|
0,5
|
1,0
|
0,5
|
1,0
|
0,5
|
1,0
|
Продольные риски и царапины
|
Глубина, мм
|
0,4
|
0,5
|
0
|
3
|
0,4
|
0,5
|
Примечание - На поверхности шейки рельсов вне зоны сопряжения с накладками допускаются отпечатки высотой не более 5 мм.
|
На рельсах категорий T1, T2 и Н допускаются:
пологая зачистка дефектов поверхности абразивным инструментом на поверхности головки и на средней трети основания подошвы глубиной не более 0,5 мм, на остальных элементах профиля - глубиной не более 1 мм;
вырубка с зачисткой абразивным инструментом отпечатков на шейке в зоне сопряжения с накладками с соблюдением размеров рельсов и допускаемых по ним отклонений.
На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, не допускаются раскатанные пузыри и волосовины на длине менее 100 мм от торцов.
4.11. Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, следов усадки в виде расслоений и трещин. Заусенцы и наплывы металла на кромках торцов должны быть удалены.
Допускается на кромках торцов рельсов снимать фаски шириной, мм:
до 3 - по контуру головки и шейки;
до 5 - по контуру подошвы.
На термоупрочненных рельсах с болтовыми отверстиями снятие фаски размером 1,5 – 3,0 мм под углом около 45º по верхней и нижним кромкам головки на торцах рельсов обязательно.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.12. Поверхность болтовых отверстий должна быть без рванин, задиров, винтовых следов от сверления и следов усадки в виде расслоений и трещин.
4.13. Механические свойства рельсов при испытании на растяжение и ударный изгиб должны соответствовать нормам, указанным в таблице 8.
Таблица № 8
Категория рельса
|
Временное сопротивление, Н/мм2 (кгс/мм2)
|
Предел текучести, Н/мм2 (кгс/мм2)
|
Относительное удлинение, %
|
Относительное сужение, %
|
Ударная вязкость KCU, Дж/см2 (кгс∙м/см2)
|
не менее
|
В
|
1290 (132)
|
850 (87)
|
12,0
|
35,0
|
15 (1,5)
|
Т1
|
1180 (120)
|
800 (82)
|
8,0
|
25,0
|
25 (2,5)
|
Т2
|
1100 (112)
|
750 (76)
|
6,0
|
25,0
|
15 (1,5)
|
Н
|
900 (92)
|
-
|
5,0
|
-
|
-
|
Примечание – Ударная вязкость рельсов типа Р65К категории Т1 должна быть не менее 20 Дж/см2 (2,0 кгм·м/см2).
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.14 Твердость термоупрочненных рельсов должна соответствовать нормам, указанным в таблице 9.
Таблица № 9 - число твердости, НВ
Место определения твердости
|
Твердость рельса для категории
|
В
|
Т1
|
Т2
|
На поверхности катания головки
|
363 - 401
|
341 - 401
|
321 - 401
|
На глубине 10 мм от поверхности катания головки
|
Не менее 341
|
Не менее 341
|
Не менее 321
|
На глубине 22 мм от поверхности катания головки
|
Не менее 321
|
Не менее 300
|
В шейке и подошве
|
Не более 388
|
Примечание – Рельсы типа Р65К повышенной твердости на поверхности катания должны иметь твердость от 375 НВ до 415 НВ. [Числа твёрдости указываются в единицах НВ (метод Бринелля)]
(Измененная редакция. Изм. № 1)
Разность значений твердости на поверхности катания одного рельса не должна превышать 30 НВ.
4.15. При копровых испытаниях проба рельса должна выдерживать удар падающим грузом массой 1000 кг с высоты, указанной в таблице 10, без излома и признаков разрушения.
Таблица № 10 - Высота падения груза и температура пробы при копровых испытаниях
Категория рельса
|
Температура пробы, ° С
|
Высота падения груза, м, для рельса типа
|
Р50
|
Р65, Р65К
|
Р75
|
В
|
- (60 ± 5)
|
3,5
|
5,0
|
5,5
|
T1, T2
|
3,0
|
4,2
|
4,5
|
Н
|
От 0 до 40
|
6,1
|
7,3
|
8,2
|
4.16. В термоупрочненных рельсах не допускаются остаточные напряжения, приводящие к расхождению паза на торце пробы, мм, более:
2,0 - для рельсов категории В;
2,5 - для рельсов категории Т1;
3,0 - для рельсов категории Т2.
4.17. Микроструктура металла головки термоупрочненных рельсов должна представлять собой мелкодисперсный пластинчатый перлит (троостит или сорбит закалки), допускаются мелкие разрозненные участки феррита. На глубине не более 2 мм от поверхности катания головки допускается наличие бейнита.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.18. По требованию потребителя поверхность головки рельсов категории Н на концах подвергают термоупрочнению.
Требования к термоупрочненной зоне головки рельсов устанавливают по согласованию сторон.
Компания продаёт рельсы Р-65 и рельсы Р-50, которые соответствует требованиям хранения, установленным Государственным Мобилизационным Ресурсом и РАО РЖД »»
4.19. Маркировка
4.19.1. На шейке с одной стороны каждого рельса в горячем состоянии выкатывают выпуклую маркировку, содержащую:
обозначение предприятия-изготовителя (например К - Кузнецкий металлургический комбинат, Т - Нижнетагильский металлургический комбинат);
месяц (римскими цифрами) и год изготовления (арабскими цифрами);
тип рельса;
обозначение направления прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки).
Маркировочные знаки должны быть высотой от 30 до 40 мм и выступать на 1 - 3 мм с плавным переходом к поверхности шейки.
Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек диаметром от 2 до 3 мм, высотой около 1 мм.
Маркировку наносят не менее чем в четырех местах (на рельсах длиной до 12,52 м - не менее чем в двух местах) по длине рельса.
6.19.2. На шейке каждого рельса на той же стороне, где выкатаны выпуклые маркировочные знаки, в горячем состоянии клеймением наносят:
шифр плавки;
условное обозначение контрольных рельсов;
условное обозначение термоупрочненных рельсов.
Маркировочные знаки должны быть высотой около 12 мм и глубиной 0,8 - 1,5 мм. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Расстояние между знаками должно быть 20 - 40 мм.
6.19.2.1. Шифр плавки включает:
обозначение способа выплавки для конвертерного (К) и электропечного (Э) производства стали;
условное обозначение стали (X - низколегированной, V - микролегированной ванадием, Т - микролегированной титаном);
обозначение сталеплавильного агрегата и порядковый номер плавки.
Шифр плавки наносят не менее чем в четырех местах по длине рельса (для рельсов длиной до 12,52 м - не менее чем в одном месте), на расстоянии не менее одного метра от торцов.
6.19.2.2. Условное обозначение контрольных рельсов включает:
индекс «1», который наносят на передний конец рельсов, соответствующих подусадочной части слитков и началу непрерывной разливки плавки;
индекс «X», который наносят на задний конец рельсов, соответствующих донной части слитков и концу непрерывной разливки плавки.
Условное обозначение контрольных рельсов наносят на расстоянии 0,7 - 2 м от торца рельса.
6.19.2.3. Условное обозначение термоупрочненных рельсов в виде кольца диаметром 15 - 20 мм и глубиной не более 1 мм наносят на расстоянии не менее 1 м от торца.
У рельсов, прошедших высокий отпуск и сдаваемых как нетермоупрочненные, кольца должны быть удалены пологой зачисткой.
6.19.2.4. Не допускается наносить и исправлять маркировочные знаки в холодном состоянии.
6.19.3. На один из торцов рельса в холодном состоянии клеймением наносят:
шифр плавки в соответствии с 6.19.2.1 - на подошве;
условное обозначение контрольного рельса в соответствии с 6.19.2.2 - на верхней четверти шейки;
знаки закалки концов рельсов (букву К) - на нижней четверти шейки рельса.
6.19.4. На каждый принятый рельс на торец головки наносят приемочные клейма:
ОТК предприятия-изготовителя;
инспекции МПС РФ или другого потребителя по его требованию.
6.19.5. На принятые рельсы наносят маркировку несмываемой краской:
голубого цвета - на рельсах категории В;
фисташкового (светло-зеленого) цвета - на рельсах категории Т1;
желтого цвета - на рельсах категории Т2;
белого цвета - на рельсах категории Н.
Маркировку наносят:
на торце рельса - обведением контура головки с приемочными клеймами;
на поверхности головки и шейки рельса - поперечной полосой шириной 15 - 30 мм на расстоянии 0,5 - 1,0 м от торца с приемочными клеймами.
6.19.6. Рельсы, предназначенные для укладки на кривые участки пути, дополнительно маркируют несмываемой краской цвета, соответствующего категории рельса по 6.19.5:
одно перо подошвы на торце рельсов длиной 24,92 и 12,46 мм;
оба пера подошвы на торце рельсов длиной 24,84 и 12,42 м.
6.19.7. Допускается дополнительная маркировка несмываемой краской рельсов разной длины, изготовляемых для стрелочных переводов и других целей. Форму, цвет краски и место нанесения маркировки устанавливают соглашением сторон.
« назад
вперед »