Рельсы железнодорожные
Правила приемки рельс

Уральская Железнодорожная Компания

Навигация по сайту: Главная - Железнодорожное оборудование - Железнодорожный транспорт - Щебень - Нефтепродукты - Покупаем - Карта сайта - Партнеры - Контакты - Новости компании

материалы верхнего строения пути

Рельсы ГОСТ Р 51685-2000

СОДЕРЖАНИЕ
1. Определения
2. Классификация
3. Конструкция и размеры
4. Технические требования
5. Правила приемки
6. Методы контроля
7. Транспортирование и хранение
Приложение А Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров
Приложение Б Расчетные параметры конструкции рельса

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

Общие технические условия

5. Правила приемки

5.1. Общие правила приемки рельсов - по ГОСТ 7566.

5.2. Приемку рельсов проводит отдел технического контроля (ОТК) предприятия-изготовителя. Приемку проводят по результатам приемочного контроля, включающего приемосдаточные испытания и сплошной контроль.

5.2.1. Первичные приемосдаточные испытания проводят поплавочно в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11.

Таблица № 11 - Порядок проведения первичных приемосдаточных испытаний
Показатель качества рельсов
Объем выборки для рельсов категории
Периодичность испытаний для рельсов категории
В, T1, T2
Н
В
T1, T2
Н
Химический состав стали пункт 4.2 Ковшевая проба Каждая плавка
Массовая доля кислорода пункт (Пункт 4.4) Один рельс Каждая плавка Каждая 20-я плавка
Загрязненность неметаллическими включениями (Пункт 4.5) Шесть рельсов (по три с индексами «1» и «X») Каждая 30-я плавка
Макроструктура (Пункт 4.7) Два рельса (по одному с индексами «1» и «X») Каждая 10-я плавка или одна из серии плавок
Механические свойства при растяжении (Пункт 4.13) Один рельс Каждая 20-я плавка
Ударная вязкость (Пункт 4.13) Один рельс
-
Каждая плавка или одна из смежных плавок
-
Твердость на поверхности катания головки (Пункт 4.14) Один рельс Каждая плавка
-
Твердость по поперечному сечению (Пункт 4.14) Один рельс Одна из смежных или одна из серии плавок
Копровая прочность (Пункт 4.15) Один рельс Одна из смежных или одна из серии плавок
Остаточные напряжения (Пункт 4.16) Один рельс
-
Не реже раза в сутки
-
Микроструктура (Пункт 4.17) Каждая 20-я плавка
Примечание – Периодичность испытаний рельсов категории В на остаточные напряжения и микроструктуру – каждая 5-я плавка.
(Измененная редакция. Изм. № 1)

Пробы для контроля загрязненности неметаллическими включениями и макроструктуры рельсов, изготовленных из слитков, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «1» и задних концов контрольных рельсов с индексом «X», а рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексами «1» и «X».
Пробы для контроля копровой прочности, механических свойств при растяжении и ударной вязкости рельсов, изготовленных из слитков, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «1», а рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «X».
Пробы для остальных приемосдаточных испытаний отбирают от передних концов любых рельсов.
При отсутствии контрольных рельсов пробы для приемосдаточных испытаний отбирают от любых рельсов плавки.
Отобранные пробы клеймят номером плавки и клеймом инспекции МПС РФ или представителя другого заказчика, а при передаче права приемки представителем заказчика ОТК предприятия-изготовителя - клеймом ОТК.
При неудовлетворительных результатах первичных приемосдаточных испытаний проводят повторные испытания на удвоенном количестве проб (образцов). Повторные испытания проводят на пробах, отбираемых от соответствующих контрольных рельсов плавки, при отсутствии контрольных рельсов - от любых рельсов плавки. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний принимают решение о порядке дальнейшей приемки рельсов (поштучная рассортировка, повторная термическая обработка и т.д.).
Примечание - Рельсы из слитков или непрерывно-литых заготовок одной плавки, прокатанные или термоупрочненные с разрывом более 10 сут., подвергают приемосдаточным испытаниям как рельсы разных плавок.

5.2.2. Термоупрочненные рельсы подвергают ультразвуковому контролю на наличие внутренних дефектов (4.8). Контролю подвергают каждый рельс. При выявлении условно-дефектного рельса проводят повторный контроль этого рельса. Результаты повторного контроля являются окончательными.
5.2.3. Рельсы плавок, прошедших приемосдаточные испытания, предъявляют на сплошной контроль партиями.
Примечание - Допускается формировать сборные партии из рельсов разных плавок, отставших по технологическому потоку более чем на 10 сут., термоупрочненных по одному режиму. Сборную партию подвергают приемосдаточным испытаниям на соответствие требованиям стандарта по механическим свойствам, твердости, копровой прочности, остаточным напряжениям.
5.2.4. Контроль размеров поперечного сечения (3.1), размеров и расположения болтовых отверстий (3.2, 3.3), длины (5.4), прямолинейности (3.6), скручивания (3.7), качества поверхности рельсов (6.10), качества торцов (5.5, 6.11) и болтовых отверстий (4.12) проводят на каждом рельсе партии.

5.3. Принятую ОТК партию рельсов предъявляют для приемки инспекции МПС РФ или представителю другого заказчика.
Инспекции МПС РФ предоставлено право выборочного контроля технологии изготовления рельсов, отбора проб от рельсов любой плавки и проведения совместно с ОТК предприятия - изготовителя необходимых дополнительных испытаний и проверки качества рельсов.
Другие потребители, не вмешиваясь в ход технологического процесса производства рельсов, имеют право на проведение инспекционного контроля технологического процесса, присутствие при всех испытаниях и получение результатов испытаний. Потребитель может передать ОТК предприятия-изготовителя или инспекции МПС РФ право на проведение контроля и приемки.
Все результаты контроля хранят на предприятии-изготовителе не менее 20 лет с момента изготовления рельсов.

5.4. Химический состав стали каждой плавки (4.2) определяют анализом ковшевой пробы. Массовую долю водорода (4.6) определяют анализом проб, отобранных перед разливкой стали. Массовую долю кислорода (4.4) определяют анализом проб, отобранных от готовых рельсов (из образцов для испытания на растяжение).
При необходимости (по требованию потребителя или при экспертизе) проводят определение химического состава стали анализом проб, отобранных от готовых рельсов (4.3).

5.5. В случае неудовлетворительных результатов контроля загрязненности неметаллическими включениями рельса с индексом «1» или «X» (4.5) все рельсы контролируемой плавки с данными индексами считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.
Повторный контроль проводят на пробах, взятых от противоположных концов рельсов, не выдержавших первичного контроля.
В случае получения неудовлетворительных результатов повторного контроля все рельсы контролируемой плавки переводят в соответствующую категорию или признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.
Последующий контроль загрязненности неметаллическими включениями рельсов категорий Т1, Т2 и Н проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд подвергнутых контролю плавок длина строчек неметаллических включений удовлетворяет соответствующей категории по 4.5.

5.6. Отсутствие флокенов (4.6) в рельсах гарантируется противофлокенной обработкой. Рельсы, не прошедшие противофлокенную обработку или прошедшие ее с нарушением режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

5.7. В случае неудовлетворительных результатов первичного контроля макроструктуры контрольного рельса с индексом «1» или «X» (3.7) его признают не соответствующим требованиям настоящего стандарта и проводят повторный контроль макроструктуры на двух других контрольных рельсах плавки с этим индексом.
В случае неудовлетворительных результатов повторного контроля или при обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» при первичном контроле проводят поштучный контроль и рассортировку всех контрольных рельсов плавки с индексом «1» или «X». При поштучном контроле при обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» проводят контроль макроструктуры на противоположных концах всех рельсов с этим дефектом. Если в этом случае обнаруживают дефект «пятнистая ликвация», то все рельсы контролируемой плавки признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.
Последующий контроль макроструктуры рельсов категорий T1, T2 и Н проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд подвергнутых контролю плавок не обнаруживают недопустимые дефекты макроструктуры.
5.8. При неудовлетворительных результатах первичного контроля механических свойств при растяжении термоупрочненных рельсов (4.13) проводят повторные испытания на растяжение двух рельсов плавки. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний хотя бы по одному образцу все рельсы данной плавки разрешается подвергать однократному повторному отпуску или однократному повторному термоупрочнению с последующей приемкой рельсов данной плавки.
При повторном отпуске контролируют твердость (4.14) и механические свойства (6.13).
При повторном термоупрочнении данную плавку принимают как вновь предъявленную.
При неудовлетворительных результатах испытаний после повторного отпуска или повторного термоупрочнения все рельсы данной плавки подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ и принимают как нетермоупрочненные.
Последующий контроль механических свойств при растяжении рельсов категорий Т1 и Т2 проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд испытанных партий механические свойства при растяжении удовлетворяют требованиям 4.13.

5.9. При неудовлетворительных результатах первичного контроля механических свойств при растяжении рельсов категории Н (6.13) проводят повторные испытания на растяжение двух рельсов плавки. При несоответствии результатов повторных испытаний требованиям 4.13 хотя бы по одному образцу все рельсы данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.

5.10. Испытания термоупрочненных рельсов на ударный изгиб для определения ударной вязкости (4.13) проводят на двух образцах от одного рельса.
Результат испытания оценивается по образцу с минимальным значением ударной вязкости. При неудовлетворительном результате первичного испытания проводят повторные испытания на удвоенном числе образцов для контролируемой плавки, а при производстве рельсов из слитков - и первичное испытание на двух образцах для смежной плавки.
При неудовлетворительных результатах повторного испытания хотя бы на одном образце рельсы данной плавки разрешается подвергать:
однократному повторному термоупрочнению с последующим контролем всех параметров по 4.13 и 4.14 на удвоенном числе образцов;
однократному повторному отпуску с последующим контролем ударной вязкости и твердости по 4.13 и 4.14;
высокому отпуску на твердость не более 321 НВ с последующей их приемкой как нетермоупрочненных.

5.11. Контроль твердости термоупрочненных рельсов на поверхности катания (4.14) проводят на концах и в средней части по длине рельса.
Если результаты измерения твердости на поверхности катания не соответствуют требованиям 4.14, то допускается на том же рельсе провести повторное определение твердости на удвоенном количестве отпечатков.
При неудовлетворительных результатах повторного определения твердости хотя бы по одному отпечатку допускается:
рассортировывать поштучно по твердости все рельсы данной плавки;
подвергать однократному повторному термоупрочнению рельсы данной плавки, у которых твердость на поверхности катания ниже минимальной нормы, с последующим контролем механических свойств (4.13) и твердости (4.14) на удвоенной выборке;
подвергать однократному повторному отпуску рельсы, твердость которых выше максимальной нормы, с последующим контролем твердости (4.14);
принимать рельсы с твердостью ниже 321 НВ как нетермоупрочненные.
(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.12. При неудовлетворительных результатах первичного контроля твердости термоупрочненных рельсов по поперечному сечению (4.14) проводят повторный контроль твердости на этом же рельсе.
При неудовлетворительных результатах повторного контроля допускается подвергать:
однократному повторному термоупрочнению рельсы, у которых твердость ниже минимальной нормы, с последующим контролем механических свойств (4.13) и твердости (4.14) на удвоенной выборке;
однократному повторному отпуску рельсы, у которых твердость выше максимальной нормы, с последующим контролем твердости по поперечному сечению (4.14) на удвоенной выборке;
высокому отпуску на твердость не более 321 НВ все рельсы плавки с последующей приемкой их как нетермоупрочненных.
Допускается принимать термоупрочненные рельсы с твердостью менее норм, установленных для рельсов категории Т2, как нетермоупрочненные.
5.13. При неудовлетворительных результатах первичного низкотемпературного копрового испытания термоупрочненных рельсов, изготовленных из слитков (4.15), проводят повторное испытание на пробах от двух других рельсов контролируемой плавки и первичное испытание смежной плавки.
При неудовлетворительных результатах первичного низкотемпературного копрового испытания термоупрочненных рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок (6.15), проводят повторное испытание на двух пробах от двух других рельсов контролируемой плавки и первичное испытание остальных плавок серии.
При неудовлетворительных результатах повторного испытания рельсы данной плавки допускается подвергать однократному повторному термоупрочнению или однократному повторному отпуску с последующей приемкой рельсов, как новой плавки.
При неудовлетворительных результатах испытаний после повторной термической обработки рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ и принимают как нетермоупрочненные.

5.14. При неудовлетворительных результатах первичного копрового испытания рельсов категории Н, прокатанных из слитков (4.15), проводят повторное испытание двух проб: одной - от того же рельса, что и для первичного испытания, и второй - от другого рельса той же плавки.
При получении неудовлетворительных результатов повторного испытания хотя бы одной пробы все рельсы плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.
При неудовлетворительных результатах первичного копрового испытания рельсов категории Н, прокатанных из непрерывно-литых заготовок (4.15), проводят повторные испытания двух проб: одной - от того же рельса, что и для первичного испытания, и второй - от другого рельса той же плавки. При неудовлетворительном результате повторного испытания хотя бы одной пробы все рельсы данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта.
Последующие копровые испытания проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех испытанных подряд плавок копровая прочность соответствует требованиям 4.15.

5.15. Контроль остаточных напряжений термоупрочненных рельсов (4.16) проводят на пробе, отбираемой от одного рельса в состоянии поставки (после холодной правки).
При неудовлетворительных результатах контроля 20 рельсов до отбора пробы и 80 рельсов после отбора пробы по технологическому потоку подвергают повторному отпуску с последующим контролем твердости (4.14) и остаточных напряжений рельсов этой партии на выборке, предусмотренной для первичных испытаний. После этого от следующей партии рельсов в количестве 100 шт. (по ходу правки) отбирают одну пробу для определения остаточных напряжений. При получении удовлетворительных результатов дальнейший контроль проводят не реже раза в сутки.
При неудовлетворительных результатах контролю на остаточные напряжения подвергают один рельс от каждых последующих 100 шт. до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у рельсов трех партий подряд остаточные напряжения соответствуют требованиям 4.16.
При получении результатов, не соответствующих требованиям 4.16, рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ с последующей приемкой их как нетермоупрочненных.

Пункт 5.16. (Исключен. Изм. № 1)

5.17. Контроль твердости закаленных концов рельсов категории Н (4.18) проводят в соответствии с документацией, согласованной с потребителем.



« назад вперед »


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
г.Челябинск Юр.адрес
+7 (912) 3040597
promcorporation[@]mail.ru
prombizness.narod.ru
Copyright © 2009-2011 На данной странице:
Опубликованный материал на этой странице, не является официальным изданием ООО «Уральская Железнодорожная Компания» и предназначен исключительно для ознакомительной цели. Электронная копия этого документа была взята из открытых источников. Содержимое этой страницы не нарушает чьих-либо авторских прав.

Hosted by uCoz